Иконопись,  Иконопись - история развития, приемы написания икон.

Две эпохи русской иконописи.

Можно задать себе вопрос: “Всегда ли так величественна и самостоятельна была
русская икона?”

икона
Взглянув в ее историю, мы понимаем, что до XV века она полностью подчинена греческой.
Два расцвета русского иконописного искусства зарождаются в век величайших русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и митрополита Алексия.
По словам В.О. Ключевского “эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарею политического и нравственного возрождения
русской земли”
При свете этого созвездия начался с XIV на XV век расцвет русской иконописи.
Вся она от начала и до конца носит на себе печать великого духовного подвига
Святого Сергия и его современников.
Прежде всего в иконе ясно отражается общий духовный перелом, переживаемый
в те дни Россией.
Эпоха до Святого Сергия и до Куликовской битвы характеризуется
общим упадком духа и робостью.
По словам В.О. Ключевского, в те времена “ Во всех русских нервах еще
до боли живо было впечатление ужаса” татарского нашествия.

“Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость.
Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово,
взрослые растерянно бросались бежать сами не зная куда”.

Если посмотреть на икону начала и середины XIV века, то можно ясно почувствовать
в ней, рядом с проблесками национального гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества.

Глядя на эти иконы, может подчас показаться, что иконописец не смеет быть русским. Лики в них продолговатые, греческие, борода короткая, немного заостренная, не русская.
Это зрительное впечатление подтверждается объективными данными.
Родиной русского религиозного искусства XIV-XV веков, местом его высших
достижений является “русская Флоренция”- Великий Новгород.

Но в XIV веке этот великий подъем религиозной живописи представлен
не русскими, а иностранными именами — Исаии Гречина и Феофана Грека.
Последний был величайшим новгородским мастером и учителем иконописи XIV века.
В 1343 году греческие мастера “подписали” соборную церковь
Успения Богородицы в Москве.
Феофан Грек расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405г. — Благовещенский собор со своим учеником Андреем Рублевым.
Известия о русских мастерах иконописцах — “выучениках греков” в XIV веке
довольно многочисленны.

Мы имеем и другие, еще более прямые указания на зависимость русских иконописцев конца XIV века от греческих влияний.
Известный иеромонах Епифаний, жизнеописатель Преподобного Сергия, получивший образование в Греции, просил Феофана Грека изобразить в красках храм
Св. Софии в Константинополе.
Просьба была исполнена и, по словам Епифания, этот рисунок послужил на пользу многим русским иконописцам, которые списывали его друг у друга.
Этим вполне объясняется нерусский или не вполне русский архитектурный стиль церквей на иконах XIV века, особенно на иконах Покрова Пресвятой Богородицы,
где изображается храм Святой Софии.
Теперь, всмотревшись в иконы XV-XVI веков, можно сразу заметить полный переворот. В этих иконах решительно все обрусело — и лики, и архитектура церквей, и даже мелкие бытовые подробности.
Это и не удивительно. Русский иконописец переживал тот великий национальный подъем, который в те дни переживало все русское общество, его окрыляла та вера в Россию, которая звучит в составленном Похомием жизнеописании Святого Сергия Радонежского.
По его словам русская земля, веками жившая без просвещения, какое не было явлено в других странах, раньше принявших христианскую веру.
В иконе эта перемена настроения сказывается прежде всего в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородой, которая идет на смену лику греческому.
Не удивительно, что русские черты проявляются в типичных изображениях
русских святых.
Например, в иконе Св. Кирилла Белозерского, принадлежащей епархиальному музею
в Новгороде.
Русский облик нередко принимают пророки, апостолы и даже греческие святители — Василий Великий и Иоанн Златоуст
Народный дух приобретает не свойственную ему доселе упругость, небывалую способность сопротивления иноземным влияниям.
Известно что в XV веке Россия входит в более тесное соприкосновение с Западом. Делаются попытки обратить ее в католичество.
По Москве работали итальянские художники. И что же?
Поддалась ли Россия этим иноземным влияниям?
Утратила ли она самобытность? Как раз наоборот.
Именно в XV веке рушится попытка “унии”.
Именно в XV веке наша иконопись, достигая своего высшего расцвета, впервые освобождается от ученической зависимости, становится вполне самобытной и русской.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *