Великие и значимые иконописцы. Пимен Максимович Софронов
Один из самых значительных художников-иконописцев ХХ в. Пимен Максимович Софронов тесно связан с Прибалтикой. Родился он 9 сентября 1898г. в Причудье, в деревне Тихотка, в семье старообрядцев. В юные годы (лет 12 или 15 от роду) он стал учеником иконописца Г.Е.Фролова. Своему учителю он посвятил статью в сборнике «День русского просвещения» (Таллин). От Фролова молодой иконописец узнал секреты приготовления «вечной» краски на яичном желтке, вместе с учителем участвовал в росписи храма в деревне Раюши (Рая). В иконостасе храма привлекала внимание созданная Софроновым икона Спасителя. После революции древние традиции иконописания сохранились в русском зарубежье. Ведущую роль в этом сыграли старообрядцы Прибалтики, особенно Причудья и Латвии. В 1928 году П.М.Софонов, уже достаточно известный мастер, был приглашен в Ригу, являвшуюся центром старообрядчества в странах Балтии. Тесное духовное родство связывало его с руководителем рижского Кружка ревнителей русской старины. Софронов возглавил иконописную мастерскую, созданную при этом кружке. Художник не только реставрировал старинные иконы и занимался иконописанием, но и стал обучать искусству византийской и древнерусской церковной живописи здешних художников и любителей. Бывший рижанин художник Е.Е.Климов (Канада) вспоминал: «В 1929 году мы (с юристом, проф. ЛУ В.И.Синайским - С.Ж.) занимались техникой иконописи под руководством известного иконописца П.М.Софронова, что обоим доставляло большую радость...» Когда в октябре–ноябре 1929г. Кружок ревнителей русской старины организовал свою выставку, на ней был выставлен ряд работ Софронова, среди которых внимание посетителей особенно привлекли «Деиус» и огромная икона «Нерукотворный образ». Как отмечает проф. С.Г.Исаков, в начале своей творческой деятельности он написал и несколько портретов писателей (А.С.Пушкин, И.А.Крылов) и картин («Девушка с ведром, идушая по воду»), но очень скоро бросил светскую живопись, полагая, что иконопись требует более углубленного, религиозного состояния духа и настроя. Творчество иконописца популяризовал печатный орган руководимого И.Н.Заволоко кружка, ставшего вскоре своего рода органом духовной связи старообрядцев Латвии и стран Балтии. Рижский период был весьма плодотворным для художника и его учеников. Однако в начале 1930-х гг. Софронов получил приглашение в Париж. В этом центре европейской культуры и довоенного «русского рассеянья» он руководил школой древнерусской иконописи. В Париже с большим успехом прошла выставка его работ и работ учеников его школы. П.М.Софонов участвовал и в парижском Международном конгрессе изографов, установив связи с бельгийскими монахами, по их приглашению некоторое время он находился в католическом центре при монастыре Аме, где обучал монахов церковной живописи, написал икону «Матерь Божия». В Бельгии была выпущена открытка с репродукцией этой иконы (по некоторым данным, разошлась в сотнях тысячах экземпляров), в уголке имелась подпись – П.Софронов. В Бельгии художник также занимался реставрацией старинных икон. Затем Софронов руководил курсами иконописи в Праге – также крупнейшего культурного центра русского зарубежья 1920–30-х гг.
Открытые при Кондаковском институте курсы посещали также чехи и немцы (по вере лютеране и католики), в том числе, например, и князь К.Шварценберг. В 1933г. П.Софронов по рекомендации княгини М.П.Голицыной (двоюродной сестры югославского короля Александра) получает королевское приглашение приехать в Белград для росписи дворцовой церкви.
Получает он приглашение и от патриарха сербской православной церкви Варнавы прибыть в Югославию с целью создания синодальной школы иконописи, а также работы по реставрации старинных икон в церквах и монастырях, росписи храмов. Три с лишним года провел Софронов в Югославии. Некоторое время он жил в королевском дворце, побывал во многих сербских, черногорских, македонских монастырях, изучая особенности древней южнославянской иконописи. Им была расписана капелла патриарха Варнавы. В Югославии художник женился на сербке. Однако почти каждый год П.Софронов навещал родное Причудье, проводил в родном краю недолгий отпуск.
Начиная с 1939 года иконописец трудился в Ватикане, где шла подготовка к всемирной выставке христианского искусства, для которой необходимо было создать образец православного храма в древнем традиционном стиле (иконостас должен был быть из 54 образов в пять рядов). П.Софронову пришлось написать и ряд икон. Его работы экспонировались на выставке в Восточном институте Ватикана в 1941г. Критик Бьянка Паулуччи, восхищаясь эмоциональным началом, свежестью чувств в иконах Софронова, сравнивала его с великим мастером Предренессанса Джотто.
Годы войны художнику пришлось провести в Италии. В 1947 г. по приглашению главы русской православной церкви Америки архиепископа Виталия П.Софронов переехал в США, где незамедлительно получил много заказов.
В США художник обрел друзей и вторую родину. П.Софронов расписал Троицкий собор в Бруклине, храмы Трех Святителей в Аксонии и Петра и Павла в Сиракузах, Владимирскую церковь в Нью-Йорке, церковь в Тректоне, усыпальницу архиепископа Иоанна Максимовича и др. В Америке был организован целый ряд персональных выставок работ П.Софронова. Одна из таких выставок состоялась в марте 1966г. В Сан-Франциско, другая – в 1967г. в Лос-Анджелесе. К выставкам были выпущены иллюстрированные каталоги. Известный мастер преподавал и на специальных курсах иконописи. В 1961г. был торжественно отмечен 50-летний юбилей творческой деятельности П.Софронова. Он удостоился целого ряда международных наград, в том числе греческого ордена Св.Дионисия (награжденные этим орденом возводятся во дворянство). П.Софронов проживал в Мелвилле (штат Нью-Джерси), где находилась община старообрядцев-поморцев (одна из четырех в США). И здесь он расписал старообрядческий храм Святителя Николы.
Дом П.Софронова внешне не отличался от стандартных американских домов, но, по словам журналиста, «внутри дома нас встречает уже не Америка, а исконная Русь». Когда очевидец вошел, с порога приятно дохнуло запахом яблок, меда (Пимен Максимович увлекался и пчеловодством, имел ульи) и сушенных грибов. В его доме была и богатая коллекция самоваров, собрание крестов (нательных и наперсных) и, главное, собрание старинных икон. Имелись у Софронова и некоторые образцы светского искусства: скульптуры Е.Н.Лансере, картины и рисунки Н.Рериха, Л.Пастернака и др. В его уникальной библиотеке были собраны старинные рукописные и старопечатные книги, в том числе экземпляр Острожской Библии И.Федорова.
Летом 1968г. П.Софронов после более чем 20-летнего перерыва посетил Россию и Прибалтику – побывал в Москве, Ленинграде, Риге, Таллине.
Навестил и Тарту, и родную Тихотку, на старом кладбище поклонился могилам родителей и своего учителя Г.Е.Фролова, повидал дом, где родился, и деревню Раюши.
Родственникам он говорил, что решил вернуться на родину. В последние годы жизни зрение художника ослабело, стало трудно писать мелкие детали. Он ходил в храм на все службы, пел на клиросе. Однажды в субботу он не был на вечерне, не пришел. Дверь его дома была заперта. Когда приставили лестницу к окну второго этажа, где находилась спальня, увидели, что Пимен Максимович лежит в постели бездыханный. Произошло это 16 мая 1973 года. Покойному было 75 лет. Похоронен художник на кладбище в Мелвилле, недалеко от храма. На его могиле памятник из черного гранита, в дни его смерти расцветают посаженные племянницей ландыши. Друг и душеприказчик иконописца Ф.Данилов создал музей и библиотеку П.М.Софронова, хотя его дом не сохранился (в музее хранятся книги и иконы Софронова). Актуально звучит призыв известного живущего в Тарту краеведа, историка русской культуры в Эстонии, проф. С.Г.Исакова: «В русских деревнях Причудья сохранились иконы работы П.Софронова. Хотелось бы обратиться к владельцам икон: работы Пимена Максимовича Софронова – это произведения искусства, имеющие немаловажную художественную ценность, берегите их!»
Иконы П.М.Софронова и его учителя Г.Е.Фролова имеются и в Латвии. Немногие знают о жизни и судьбах их авторов, их вкладе в развитие русского искусства в зарубежье, более того – в сохранение и приумножение духовных и художественных ценностей христианского искусства. Хотя труд подвижников может служить ярким примером для их молодых соотечественников, художников Латвии, Прибалтики.
|