С каким материалом вы предпочитаете работать.
Скажу сразу. Нельзя указать на конкретный сорт древесины для начинающего резчика. Мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она легко режется, не всегда верно. Легкость срезания древесины липы, ее мягкость могут сослужить плохую службу.
Не имея практики в резьбе, начинающий резчик неосторожным движением может быстро испортить (поранить) изделие, чего нельзя сделать с твердой породой древесины, хотя при ее резьбе приходиться прилагать больше физических усилий. Тоже самое могу сказать, когда мастер долго работая с твердыми породами, вдруг переходит на мягкую. Рука уже привыкла к определенному усилию и на мягкой древесине может попросту сорваться, образуя скол. Кроме того, липа требует особо острых инструментов (из- за своей мягкости), иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах). Выбор липы хорош для резчика-профессионала виртуозно владеющего ножом (богородский резчик) быстро и без больших усилий придающий деревянной чурке контуры будущей поделки. Как правило, резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда представилась такая возможность. Даже обычную древесину (береза, бук, осина, ель, сосна) - лучше припасти заранее. Нужно дать ей возможность высохнуть. Причем сушка должна быть в естественных условиях, а не принудительная( во всяком случая- желательно). После чего проверить ее на растрескивание и коробление. Лучше всего для таких целей подходит старое дерево, выдержанное временем, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев.
Я живу в двухстах километрах от Москвы. В последнее время появилась мода на старину и к нам зачастили именно за старой древесиной (детали разрушенных временем домов, старая мебель, половые доски, двери, косяки, планки паркетного пола и т.д.). Так же подойдут спиленные или поваленные деревья фруктовых пород. Даже если они сейчас не нужны - отложите их куда-нибудь. Вот увидите, они вам в последствии еще очень пригодятся. Запасы древесины образуются не сразу, но поскольку работа по резьбе - процесс медленный, нужная древесина практически всегда будет у вас под рукой. Ко всему этому хочу добавить следующее. При выборе материала надо учитывать еще и форму, композицию, размер и предназначение изделия. Светлая и однородная древесина, например пойдет больше для скульптуры лица, портрета. Темная, однородная и однотонная древесина в этом случае менее выразительна. Для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину. Ель или сосна имеющая ярко выраженный полосатый рисунок (т.е. текстуру древесины)особенно старые деревья, может быть использована, как в домовой резьбе, так и для поделок с крупными элементами или в прорезной резьбе, где контур является определяющим в орнаменте.
Хвоя со своей полосатой текстурой вообще способствует раскрытию материала, как такового и вносит в резьбу оригинальность. Советую сорт древесины и возможность ее применения обдумывать одновременно с сюжетом резьбы и технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это уже пол дела, это начало успеха в работе. Здесь нельзя торопиться, тем более что процесс резьбы может длиться неделями, а то и больше и очень жаль будет загубленного материала и потраченных трудов, если что-то пойдет не так.
--------------------------------------------------------------------- Статья Евгения Купцова из цикла " Советы мастера." ---------------------------------------------------
|