Объемная резьба по дереву.
Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон.
В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптура, бытовая утварь. Деревянная скульптура - хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные богородские художественные изделия. Они изготовляются из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Заготовки делают в виде «горбушки» (часть ствола с круглым верхом) - для горизонтальной скульптуры, в виде трехгранника (брусок древесины треугольного сечения) - для вертикальной. По намеченным линиям производят черновую обрубку, придавая заготовке приблизительную форму фигурки или композиции. Затем полукруглыми стамесками (30-40 мм) прорабатывают основные объемы. Для обработки мелких деталей используют стамески шириной полотна не более 25 мм. Лишнюю древесину снимают поочередно со всех сторон заготовки. Богородским ножом окончательно отделывают скульптуру, как бы оглаживают ее, снимая тончайшую стружку.
Завершают работу декоративной отделкой с помощью стамесок. Современные богородские изделия, как правило, не окрашиваются. Освоение приемов объемной резьбы рекомендуем начинать с выполнения статичной фигурки человека она хорошо вписывается в трехгранник. Для тренировки можно вырезать несколько фигурок, постепенно увеличивая размеры и усложняя форму. Особое внимание должно уделяться выявлению силуэта, передаче объемов и форм, достижению пластичности скульптуры во всех поворотах, обработке поверхности. Сквозные отверстия, например ноги, следует прорезать только после обработки крупными стамесками основных форм, чтобы избежать ошибки в распределении массы фигуры. Освоив резьбу фигурок из трехгранника, можно перейти к скульптурной резьбе из «горбушки». При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы. На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные нарезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д.
В некоторых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкозернистой шкуркой, затем лакируют или раскрашивают. И снова повторюсь, что многое зависит от фантазии мастера, его квалификации при работе с деревом. Больше эксперимента, творчества и конечно – большого желания сделать красиво, оригинально.
Удачи Вам в ваших исканиях в творчестве!
|