arrowГлавная arrow Народные промыслы arrow Виды промыслов arrow Художественная обработка листового металла. Thursday, 21 November 2024  
а это я
Главная
Новости
Аудиокниги
Народные промыслы
Работы с деревом
Мебель
Плетение
Иконопись
Полезные мелочи
Ссылки
Контакты
Секреты
Эскизы трафаретов
Карта сайта
Категории
Виды промыслов
Гончарное дело
Иконопись
Соломка
Заметки

Аудиокниги

Объявление от babay7

Место встречи пользователей
бывшего Abcool -а и поклонников
аудиокниг здесь -


---------------------------------

Спонсорская помощь
проекту создания аудиокниг!

На странице - Контакты


---------------------------------
Последние новости

Художественная обработка листового металла.

Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 

 Художественная обработка листового металла.  

  Художественная обработка листового металла восходит к глубокой древности.
Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья, Возрождения.  
С древних времен широко были распространены художественные работы с металлом
и в нашей стране.  
  Прежде всего, следует назвать скифское искусство чеканки и литья,
относящееся к VII-IV вв. до н. Э.  
  О высоком развитии искусства чеканки по металлу в Древней Руси можно судить по находкам археологов и случайно обнаруженным кладам.  
  Искусство художественной обработки листового металла прошло большой путь.  
  В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т. д.
Используется чеканка и при оформлении внешнего вида зданий.  

  Творцами металлических рельефов вполне могут стать и любители.  
  В большей степени, чем другие работы с металлом, их привлекает техника чеканки.  
  Существует несколько видов чеканки по листу: пуансонно-орнаментальная, плоскорельефная, рельефная.  

  Пуансонно-орнаментальная техника представляет собой выполнение орнамента на листе металла с помощью стального стержня-пуансона.  
  Боевая часть пуансона фигурная.  
  Фигуры могут быть различными: кольцо, треугольник, звездочка, трилистник и т. д.  
  Отпечаток от пуансона, многократно повторяясь, создает на металле из этих фигурок орнаменты.  
  Работа ведется на жесткой основе, так как при ударе молотком по пуансону листовой металл в этом месте должен уплотниться и запечатлеть форму его боевой части.  
  Плоскорельефная чеканка также идет на жесткой основе (обычно на стальных плитах), так как в месте удара металл сплющивается.
 
  Рельефная чеканка выполняется как с лицевой, так и с оборотной стороны путем вытягивания металла с помощью чеканов с заоваленной боевой частью или непосредственными ударами шаровидной стороной чеканного молотка.  
  Чтобы обработать мелкие детали выпуклого рельефа и не порвать лист, чеканку выполняют на вязкой основе - смоле.  
  Эта техника более сложная в сравнении с двумя предыдущими.  

  Наиболее доступна для начинающих - плоскорельефная чеканка.  
 
  Изготовить металлический рельеф в этой технике можно при помощи молотка и двух чеканов - расходника и лощатника - кернера с плоско сточенным острием (в основании его боевой части образуется плоский круг диаметром 1-3 мм).  
  Из рекомендуемых к изучению любителями разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная - расходка с опусканием фона.  
  Выполняется она в несколько этапов.  
  Рассмотрим подробнее технологические особенности каждого из них.
 
  Выполнение рисунка.  
  Не нужно пытаться создать точное, натуралистичное изображение, чтобы оно
выглядело как живое.  
  Ведь декоративный материал - металл - требует рождения декоративного образа.  
  Нужно найти ту степень декоративного обобщения, которая подчеркивает наиболее характерные признаки изображаемого объекта,и стремиться декоративно, трактовать изобразительные формы с учетом чеканной техники.  
  В зависимости от применяемого металла чеканный рельеф может быть более обобщенным, выполняться крупными массами с отдельными жестко проработанными деталями (например, на кровельной стали).  
  Может быть изящно прочеканенным, построенным на фактурных сочетаниях различных участков (работы на тонкой жести, мягкой, пластичной меди, податливом алюминии).  
  У рисунка оставляют с каждой стороны чистые поля по 30 - 40 мм шириной.
 
  Подготовка металла к работе. 
  Бляшку отрезают большего размера, чем рисунок будущей чеканки (с каждой стороны должны быть поля по 20-30 мм).  
  Это нужно по нескольким причинам.  
  Если в ходе работы потребуется уточнить рисунок или отбортовать кромки, необходим резерв металла.  
  При отжиге металла за поля придется браться щипцами.  
  Отрезанную заготовку выравнивают легкими ударами деревянного молотка (киянки) на поверочных плитах.  
  Чтобы поверхность металла (особенно мягкого, пластичного) была более ровной, без вмятин, при выравнивании на бляшку кладут строганую доску и по ней наносят удары молотком.  
  Тонкий лист металла лучше всего править, проглаживая гладилкой из твердых пород (дуб, бук, граб, береза).  
  Рабочую поверхность гладилки следует тщательно выровнять и зачистить наждачной бумагой.  
  Чеканить следует на мягком, отожженном металле.  
  При отжиге меди, латуни, жести, кровельной стали, заготовку нагревают до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой.  
  Отожженная пластинка остужается на воздухе.  
  Она покрывается окалиной, по которой трудно работать.  
  Поэтому после отжига пластинку осветляют с использованием слабых (10-15%-иых) растворов кислот - соляной или серной.  
  Осветленную бляшку хорошо промывают водой и сушат.  
  При работе с алюминием отжига можно избежать.  
  Если чеканка выполняется на белой жести и задумано в декоративных целях сохранить сверкающий слой олова, пластинку отжигать не следует.  

   Перевод изображения на металлическую поверхность.
  Рекомендуем несколько способов перевода рисунка на металл.  
  Вот некоторые из них.  
  Металл натирают светлой водной краской (гуашь, темпера), в которую добавлено немного столярного клея, с помощью щетинной кисти, тряпочки или ватного тампона.  
  После высыхания красочного слоя на листе металла закрепляют рисунок,
а под ним лист копирки.  
  Закрепить бумагу с копиркой можно обыкновенными канцелярскими скрепками. Переводят рисунок шариковой ручкой со стержнем без пасты, а темные линии, остающиеся на металле, закрепляют нитролаком.
 
  Перед переводом рисунка этим способом нужно тщательно протирать поверхность металла растворителем, ацетоном или бензином (не керосином и соляркой) и красочный слой наносить очень тонко, почти прозрачно.
 
  Можно использовать и такой прием: по копировальным линиям, оставшимся на металле после перевода, рисунок процарапывают заостренным стальным стержнем,
а затем краску смывают.
 
  Можно перевести рисунок через копирку на металл, не покрывая его краской.  
  В большинстве случаев от копировальной бумаги остаются довольно заметные следы.  
  Чтобы их закрепить, слегка обводят чертилкой.  
   
  Получил широкое распространение еще один, весьма практичный способ перевода рисунка на металл: кусочком пластилина цилиндрической или шаровидной формы следует равномерно прокатать по поверхности металла, после чего наложить копирку и через нее перевести контуры рисунка.  
  Линии рисунка четко видны на металле, в процессе работы они не стираются, следовательно, их не надо закреплять лаком.  
  В то же время чекан легче скользит по листу, так как пластилин выполняет роль своеобразной смазки.
 
 Углубление очертаний рисунка, создание рельефа 
  В плоскорельефной чеканке обводка контуров может проходить по 
  разному можно всю работу выполнить с помощью одного чекана,  
  имеющего в боевой части плоский кружок диаметром 1-3 мм.  
  В этом случае контуры простукиваются на жесткой (стальной)  
  плите этим чеканом.  
  Точки ставятся плотно друг к другу но, не перекрывая одна другую.  
  Однако чаще всего контуры рисунка обводятся сплошной линией, подчеркивающей четкость изображения и отделяющей детали чеканного рельефа.  

  Обводить контуры можно расходником или «утюжком».  
  В этом случае основа под листом металла должна быть вязкой,  
  податливой (плотная резина, войлок, торец мягкой породы дерева, например липы, осины, ольхи и даже сосны, мешок с песком, свинцовая пластина; можно воспользоваться ящиком с застывшей ровным слоем смолой, на поверхности которой расположить
лист металла).  
  Чекан-расходник держат с небольшим наклоном от себя, чтобы он стоял на линии дальней точкой, чуть приподняв переднюю часть боя.  
  Легкими частыми ударами молоточка чека ведут по линии вперед на себя. Все повороты, изгибы, волнистые участки контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана в сторону (внутрь закругления).  

  При обводке контуров «утюжком» инструмент зажат в кулаке, а другой рукой нужно удерживать чеканку и одновременно указательным большим пальцами подворачивать кончик давильника, направляя его движение по намеченным линиям.  
  Работа «утюжком» - давильником сопряжена с большими физическими усилиями.  
  Рельеф на металлическом листе получается за счет уплотнения и одновременно опускания участков фона.  
  Эту работу можно выполнить на поверочной плите. 
  Используется чекан - сточенный кернер. 
  Часто следы чекана как бы оконтуривают очертания рисунка, постепенно отступая и заполняя все пространство фона. 

  За время обводки контуров и опускания фона металлическая пластинка после множества ударов чеканом успела нагартовываться, т. е. сделаться хрупкой, потерять эластичность.  
  Чтобы вернуть ей пластические свойства, нужно ее равномерно отжечь, осветлить, а затем выровнять.  
  Чеканку кладут на ровную стальную плоскость и с помощью деревянных чеканов выравнивают фон так, чтобы он всеми точками касался плиты.  

  В зависимости от площади, занимаемой углубленными частями чеканки, металл может нагартовываться в большей или меньшей степени, тогда края его начинают заворачиваться, весь он коробится, скручивается. 
  Поэтому отжигать лист нужно периодически, снимая внутреннее напряжение.  
  Если чеканят на жести, то рельеф можно делать как на стальной плите, так и на других основах - свинцовой пластине, торце твердых пород дерева.  
  При работе на стальной плите диаметр кружка боевой части чекана не должен превышать 2 мм.  
  В этом случае фон расплющивается, уплотняется, а нетронутые места как бы мягко «вспухают» над ним.  
  Если диаметр боевого круга чекана будет больше, то ударов легким молоточком будет недостаточно для уплотнения жести.  
  Чеканка получится вялой, с низким, расплывчатым рельефом.  
   
  Когда чеканят на вязкой основе, то диаметр круга чекана может быть 
до 4-5 мм, так как металл здесь не уплотняется, а тянется, 
за счет чего и создается рельеф. 

 Уточнение рельефа. 
  На этой стадии работы нужно упорядочить те формы, которые 
стихийно возникали при уплотнении фона.
  Одни из выпуклых участков нужно пригасить, другие, наоборот, 
несколько поднять над фоном. 
  Уточнение рельефа ведется непосредственными ударами молоточка 
или с помощью деревянных чеканов. 
  Когда требуется пригасить выпуклость, чеканку кладут на мешок 
с песком, чтобы пустота под выпуклостью была заполнена. 
  Порой мешок приходится не класть, а ставить торчком и на одном 
из его уголков устраивать чеканку. 
  Можно сделать и так: выпуклый участок с оборотной стороны 
залепить пластилином и так гасить рельеф. 
  На данном этапе прочеканиваются отдельные подробности выпуклых рельефов, подправляются контуры, уточняется рисунок. 
  Когда потребуется несколько вытянуть, повысить рельеф над фоном, чеканку поворачивают лицевой стороной вниз и на мешках с песком 
или резине деревянными чеканами или шаровидной частью молотка
прорабатывают нужные места. 

  Интересный способ выколотки рельефа заключается в том, что 
чеканить изделия можно, используя влажный песок, формируя его 
по мере необходимости и укладывая на него чеканку. 
  Между песком и металлом прокладывается ткань. 
  Чтобы песок долго не высыхал, в воду добавляют немного 
машинного масла. 

  Окончательная операция с рельефом - это выравнивание фона. 
  Когда вытягивались или уплотнялись отдельные места чеканки, 
соседние участки фона тянулись за ними. 
  Поэтому в конце работы следует вернуть фон к единой плоскости - положить его на горизонтальную стальную плиту и тщательно
простучать деревянными чеканами, особенно около границ 
выпуклых участков композиции


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
Joomla SEF URLs by Artio
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
8 гостей
Авторизация





Забыли пароль?
1
Полезное





Актуально
Рекомендовано

Вверх

Яндекс цитирования   Яндекс.Метрика

Республика Татарстан - Каталог сайтов

Copyright © 2007 Larionov & Com.. Е-мэйл: sergei5581@yandex.ru

При использовании материалов опубликованных на сайте обязательна ссылка на сайт: ЛикБез от Бабая