Городецкая роспись.
Эта яркая, лаконичная роспись (жанровые сценки, изображения коней, птиц, цветочные узоры) появилась в середине XIX в. в Городецком районе Нижегородской области.
Выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, она отличается большой выразительностью и декоративностью, богатой красочностью; ею украшают мебель, игрушки, ставни, двери, ворота. Под Городецкую роспись подходят токарные и столярные изделия из древесины лиственных и хвойных пород. Расписывают их масляными красками по текстуре древесины или по цветному фону, наносимому нитрокрасками. Перед росписью изделие шлифуют и грунтуют сначала водным раствором столярного клея (20 г клея на 180 мл воды). Теплый жидкий клей наносят жесткой кистью в два слоя с промежуточной и окончательной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. Затем поверхность вновь шлифуют мелкозернистой шкуркой и грунтуют следующим составом (в частях по массе): сухой столярный клей - 5; вода - 95; мел - 50; фенол - 0,05. Высохшую поверхность еще раз шлифуют, заделывают дефекты шпатлевкой из тех же компонентов, только с меньшим количеством воды, и через 2 - 3 часа окончательно зачищают шкуркой.
Изделие можно расписывать. Кроме масляных красок для росписи используют также пигменты: белила цинковые, кадмий желтый и оранжевый, охру, сиену натуральную, киноварь, ультрамарин, зелень изумрудную, кобальт фиолетовый, окись хрома, сажу газовую. Пигменты замешивают на масляно-казеиновой эмульсии, которую готовят последующему рецепту (в %): казеин - 8; бура - 2; фенол - 0,63; масло льняное или подсолнечное - 20,9; стеарат алюминия - 0,02; скипидар - 0,1; масло ализариновое - 5,2; вода - 63,15. Казеин заливают водой, добавляют буру, подогревают разбухший раствор до 50*С, заливают в него масло, смесь стеарата алюминия со скипидаром и спустя 30 мин разведенный водой фенол. Полученный состав фильтруют через 2 - 3 слоя марли. Продолжительность высыхания красок - 2 часа при комнатной температуре. Закрепляют красочный слой матовым нитролаком НЦ-243. Характерные особенности Городецкого стиля - исполнение рисунка на цветном фоне (желтом, зеленом, голубом, синем, красном), яркие краски и письмо по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичные изображения - черные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками. Городецких коней, изящных, с маленькой головкой, крутой шеей, на стройных ногах, пишут в три приема: сначала свободными мазками наносят контур всей фигуры, заливают его цветом, затем белыми или желтыми тонкими линиями прорисовывают детали - сбрую, седло. Павлина начинают писать с крыла, двумя живописными мазками, намечающими центр тяжести фигурки. Ориентируясь на крыло, наносят плавно изгибающуюся линию груди. К ней одним мазком пририсовывают контуры головки и спины. Под острым углом к спине проводят верхнюю границу веерообразного хвоста, соединяя эту линию с концом крыла. Законченный рисунок птицы закрывают одним или двумя цветами, пририсовывают ножки и моделируют светлой краской. Моделирование заключается в нанесении точек, кружочков, скобок, расходящихся веером тонких линий. Ягодки, бутоны, розетки, цветы купавки в Городецкой росписи начинают писать с подмалевка основного цветового пятна. Чем сложнее мотив, тем больше этапов моделирования. Здесь тоже определенная последовательность: сначала наносят серединку, затем рисуют нижний лепесток, за ним - все остальное. --------------------------------------------
|