Хохломская роспись
Хохломская роспись по дереву, называемая золотой, - старинный (примерно с ХVIП в.) вид русского декоративно-прикладного искусства. Происхождение его связано с торговым селом Хохломой Нижегородской области. Роспись на бытовых и декоративных изделиях (посуда, мебель, коробочки, вазы и т. п.) отличается тонким растительным узором, выполненным в характерном сочетании красного тона с черным (реже зеленым, коричневым) и золотом по золотистому фону. Особенность техники золотой окраски хохломских изделий - получение золотистого цвета без применения золота. Процесс ее выполнения состоит из следующих операций: изготовления изделия, шлифовки, грунтовки, росписи и закалки. Изделие под хохломскую роспись вытачивают на токарном станке или вырезают вручную (с помощью стамесок, ножей и другого режущего инструмента) из хорошо просушенной древесины липы, осины, березыили ольхи, шлифуют, еще раз просушивают и грунтуют.
При грунтовке в поверхность изделия втирают вап - мелкозернистую отмученную до состояния мутной воды глину с добавлением 25 - 50% мела. Можно грунтовать также жидким мучным клейстером.
Прогрунтованное изделие сушат, покрывают несколько раз (с интервалами в 2-3 часа) олифой, лучше натуральной, выдерживают 3 - 4 часа при комнатной температуре, после чего сушат в сушильной камере при температуре 60 - 70 0С до образования плотной пленки с ровным блеском. Затем изделие подвергают лужению, чтобы получить серебристую окраску: на липкую поверхность тампоном наносят тонко перетертый порошок алюминия. После этого изделие вновь сушат, и оно готово к росписи. Расписывают изделие масляными термостойкими красками: красной (киноварь), черной (газовая сажа), желтой (охра, светло-желтый крон), коричневой (светло-коричневая мумия) и зеленой (изумрудная зелень). Разбавляют краски олифой или очищенным скипидаром. Пишут беличьими или колонковыми кисточками.
Для выполнения простого орнамента можно применять штампики. Хохломской росписи свойственны в основном два вида письма – «верховое» и фоновое («под фон»). При «верховой» росписи рисунок наносят мазками поверх золотистого фона. Именно фон, просвечивающийся сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. В «верховом» письме различают два типа: травную роспись ( «травка») и роспись «под листок». Они являются основой растительных узоров.
Иногда этим приемом выполняют геометрические орнаменты. Расписывать изделие «травкой» начинают с крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. Нa поверхность изделия в определенной последовательности наносят сначала крупные, плавно изогнутые мазки - листья, затем узкие завитки и наконец мелкие мазки. Можно сделать травный орнамент более сложным и выразительным, дополнив его так называемой припиской - мелкими простенькими цветами, ягодами или другими растительными формами. «Верховой» росписью «под листок» изображают плавно изогнутые стебли, стилизованные листья и плоды смородины, клюквы, черники, калины и других растений. Кроме черной и красной красок используют зеленую, желтую и коричневую. Заканчивают роспись припиской - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные листочки и ягодки. При фоновом письме (роспись «под фон») фон вокруг растительных элементов рисунка окрашивают в какой-либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов. Причем, золотой силуэтный рисунок выполняют на черном или цветном фоне. Процесс фонового письма состоит из наводки, отписки, прорисовки, разживки, приписки. Сначала кистью наводят (намечают) контуры рисунка, фон вокруг них окрашивают в черный, красный, коричневый или зеленый цвет. Так образуются золотистые силуэты, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне. Благодаря разживке, мотивы становятся рельефнее и мягче соединяются с фоном. Разживку выполняют круглой или плоской кистью. После этого приступают к прорисовке деталей: на листьях рисуют прожилки, на цветах - тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров. Приписку выполняют так же, как и в «верховой» росписи (добавляют легкий узор из травок и листьев), но поверх раскрашенного и уже подсохшего фона. В фоновом письме особо выделяется стиль «кудринка»: золотистые кудреватые завитки, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Пишут их плавными, ритмичными движениями кисти, фон окрашивают одной или двумя красками.
Прорисовку в узоре осуществляют мелкими штрихами, а внутри золотистых лепестков ставят цветовые пятна, созвучные с фоном. Напомним, что в цветовой гамме хохломского орнамента преобладают красный, черный и золотой тона. Завершают процесс изготовления изделия с хохломской росписью закалкой. Когда роспись высохнет, ее покрывают тонким слоем масляного лака, помещают изделие в печь и закаливают при температуре 270 - 300 ОС. Под воздействием высокой температуры лак желтеет, и поверхность приобретает золотистый тон. Чтобы сделать его более насыщенным и придать лаковой пленке прочность, закалку повторяют несколько раз. Вынимают готовое изделие только из совсем остывшей печи.
|