Художественная обработка листового металла.
Продолжение.
Цветовая декоративная отделка. Для каждого металла и сплава, применяемых в декоративном искусстве, есть свои особые химические соединения, способствующие обогащению цветового тона.
Для изменения цвета медной чеканки чаще всего применяют патинирование серной печенью или оксидирование азотной кислотой. При обработке серной печенью (сплав серы с поташом) медь становится от коричневато-серой до черной с синеватым оттенком. Раствор серной печени обладает большими патинирующими свойствами при нагреве его до 60-70* С. Чтобы цвет патины на металле был более устойчивый, в раствор добавляют несколько капель аммиака. На хорошо промытой и просушенной пластинке высветляют выпуклые участки чеканного рельефа. Для этого используют порошки или пасты для чистки посуды. При такой обработке рельефа в углублениях получается черный цвет, на наклонных плоскостях - коричневатый, на самых выпуклых - красный. Создается декоративный эффект старинной вещи.
Можно оксидировать медь и с помощью азотной кислоты. В этом случае смазанная кислотой пластинка с рельефом при нагревании меняет цвет от светло-зеленого до абсолютно черного. После промывания чеканный рельеф осветляют на выпуклых участках.
Азотную кислоту можно использовать и для декорирования жести. Если азотную кислоту соединить с соляной в соотношении 2 : 1 и это соединение разбавить 3 - 4 частями воды, то полученный раствор можно использовать для декоративной отделки белой жести.
Изделие из белой жести протирается ацетоном или растворителем для удаления жирового слоя и слегка подогревается на огне до появления на его поверхности расплава олова. Подогрев идет снизу.
Как только появляется расплав олова, изделие перемещают над огнем, и так прогревают всю поверхность. Затем ему дают остыть, кладут на ровную плоскость и быстро протирают сверху ватным тампоном, смоченным в названном выше растворе. На поверхности изделия проявляются кристаллы олова, стекающиеся в виде своеобразных бутонов, цветов, розеток, пальметок и иных форм, напоминающих морозные узоры на окнах.
Процесс проявления кристаллов проходит быстро, в течение 1-2 минут. Если дать возможность реакции продолжаться, то границы кристаллов размоются и вся поверхность станет грязно - серой. Поэтому, как только обнаружатся четкие узоры кристаллов, нужно смыть водой раствор кислот и немного присыпать поверхность питьевой содой.
Сода нейтрализует остатки кислот. После промывания в проточной воде изделие сушат. Узоры сохраняются надежно, придавая металлическому рельефу декоративность.
Рисунки кристаллов можно планировать заранее. Если, например, участки фона на чеканном рельефе нужно покрыть морозными узорами, то подогрев делают только в этих участках до получения расплава олова, а места с высоким рельефом не прогревают. Участки фона, смоченные раствором кислот, зацветут кристаллическими бутонами. Они будут светло-серого цвета, очень красивыми по рисунку, но несколько слабоватыми в тоне. Здесь идет не патинирование, а скорее декоративное обогащение рисунка чеканки. Кислоту можно использовать и для патинирования изделий из кровельной стали. 10 - 15 % - ный раствор серной кислоты, в котором осветлялись чеканки из меди и латуни, пригоден для омеднения кровельной стали. Такой раствор можно приготовить и специально, опустив туда на 1,5-2 ч, например, медные обрезки от чеканок. Перед погружением в раствор чеканное изделие полируют пастой ГОИ (выпуклые участки), затем обезжиривают и протирают чистой шерстяной тканью. Подготовленное таким образом изделие опускают в раствор. Через 10-15 мин на рельефе выделится красноватый налет меди. Он будет сверкать на выпуклых местах, и темнеть на неполированных участках. Этот налет не всегда прочный, поэтому высохшее изделие закрепляют сверху лаком. Чтобы лак не блестел, его разбавляют растворителем.
Если работа выполняется на оцинкованной кровельной стали, серебристый слой цинка можно нейтрализовать чернением в растворе медного купороса (25 г) и марганцовокислого калия (2,5 г) на 500 мл воды. В этом же растворе можно обработать латунную пластинку и получить на ней коричневые оттенки.
Работа с концентрированными кислотами требует исключительной аккуратности. Процесс патинирования необходимо проводить обязательно под тягой или на воздухе в дальнем углу двора. При работе рекомендуется пользоваться «нехимическими» способами патинирования. Цветные защитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. Изделие предварительно полируют, обезжиривают и кладут на диск плитки. Чтобы нагрев шел более равномерно, на диск рекомендуется положить массивную (5-8 мм) пластину металла. По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220*), затем желтый (230*), темно-желтый (240*), коричневый (255*), коричнево-красный (265*), фиолетовый (285*), темно-синий (300*), светло-синий (325*), наконец, серый (330* С). Цвета переходят один в другой постепенно, мягко. На любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки. Полученная пленка не только декорирует металл, но и надежно защищает его от коррозии. При прокаливании на плитке стальных рельефов могут возникнуть очень интересные цветовые сочетания на одном изделии: те участки, которые прилегают к нагревательному прибору, получают большую температуру и становятся сине-фиолетовыми или серовато - фиолетовыми, тогда как выпуклые места, отстоящие дальше от горячего диска, нагреваются в меньшей степени и приобретают светло - желтый или соломенный цвет. Красивые патинирующие пленки получаются на меди, латуни или алюминии при нагреве сильно коптящим пламенем. Предварительно отполированные чеканный рельеф с обезжиренной поверхностью (протертой ацетоном) держат лицевой стороной вниз над горящими в консервной банке опилками, берестой или резиной (работа происходит под тягой или во дворе). После остывания чеканки с нее удаляют копоть.
В последнее время возрос интерес к старинной технике обработки металла - просечной чеканке, создаваемой из меди, латуни, а чаще всегоиз стального листа и декорирующей деревянные изделия (различные шкатулки, коробочки, находящие применение в быту). Чтобы повысить выразительность просечной чеканки, под нее иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. В отдельных случаях этот тканевый фон перекрывали еще прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом. Жива традиция просечной чеканки и сейчас. В Молдавии, например, принято украшать колодцы ажурными, изящными навершиями из прорезной жести.
Доступность материала, несложные технологические приемы просечки дают возможность использовать этот вид художественных работ для начинающих. После просечки готовый узор зачищают от заусенцев надфилями и патинируют.
Монтируют его на изделии мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительным элементом декора. Чтобы повысить декоративную выразительность рельефа, под чеканку можно подложить цветной фон. Если чеканная пластинка создается для оформления интерьера, на ее оборотной стороне напаивается петля из проволоки.
Таков общий технологический процесс выполнения плоскорельефной чеканки по листовому металлу.
|