Народные промыслы

Городецкая роспись.

роспись Эта яркая, лаконичная роспись (жанровые сценки, изображения коней, птиц, цветочные узоры) появилась в середине XIX в. в Городецком районе Нижегородской области.
 Выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой,
она отличается большой выразительностью и декоративностью, богатой красочностью; ею украшают мебель, игрушки, ставни, двери, ворота.
Под Городецкую роспись подходят токарные и столярные изделия из древесины лиственных и хвойных пород.
Расписывают их масляными красками по текстуре древесины или по цветному фону,
наносимому нитрокрасками.
Перед росписью изделие шлифуют и грунтуют сначала водным раствором столярного клея (20 г клея на 180 мл воды).
Теплый жидкий клей наносят жесткой кистью в два слоя с промежуточной
и окончательной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов.
Затем поверхность вновь шлифуют мелкозернистой шкуркой и грунтуют
следующим составом (в частях по массе):
сухой столярный клей — 5;
вода — 95;
мел — 50;
фенол — 0,05.
Высохшую поверхность еще раз шлифуют, заделывают дефекты шпатлевкой из тех же компонентов, только с меньшим количеством воды, и через 2 — 3 часа окончательно зачищают шкуркой.Изделие можно расписывать.  
Кроме масляных красок для росписи используют также пигменты:
белила цинковые, кадмий желтый и оранжевый, охру, сиену натуральную,
киноварь, ультрамарин, зелень изумрудную, кобальт фиолетовый,
окись хрома, сажу газовую.
Пигменты замешивают на масляно-казеиновой эмульсии, которую готовят
последующему рецепту (в %):
казеин — 8; бура — 2; фенол — 0,63;
масло льняное или подсолнечное — 20,9;
стеарат алюминия — 0,02; скипидар — 0,1;
масло ализариновое — 5,2; вода — 63,15.
Казеин заливают водой, добавляют буру, подогревают разбухший раствор до 50*С, заливают в него масло, смесь стеарата алюминия со скипидаром
и спустя 30 мин разведенный водой фенол.
Полученный состав фильтруют через 2 — 3 слоя марли.
Продолжительность высыхания красок — 2 часа при комнатной температуре.
Закрепляют красочный слой матовым нитролаком НЦ-243.
Характерные особенности Городецкого стиля — исполнение рисунка на цветном
фоне (желтом, зеленом, голубом, синем, красном), яркие краски
и письмо по принципу размещения крупных красочных пятен.
Типичные изображения — черные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками.подносГородецких коней, изящных, с маленькой головкой, крутой шеей, на стройных ногах, пишут в три приема: сначала свободными мазками наносят контур всей фигуры,
заливают его цветом, затем белыми или желтыми тонкими линиями
прорисовывают детали — сбрую, седло.

Павлина начинают писать с крыла, двумя живописными мазками,
намечающими центр тяжести фигурки.
Ориентируясь на крыло, наносят плавно изгибающуюся линию груди.
К ней одним мазком пририсовывают контуры головки и спины.
Под острым углом к спине проводят верхнюю границу веерообразного хвоста,
соединяя эту линию с концом крыла.
Законченный рисунок птицы закрывают одним или двумя цветами, пририсовывают ножки и моделируют светлой краской.
Моделирование заключается в нанесении точек, кружочков, скобок,
расходящихся веером тонких линий.
Ягодки, бутоны, розетки, цветы купавки в Городецкой росписи начинают писать
с подмалевка основного цветового пятна.
Чем сложнее мотив, тем больше этапов моделирования.
Здесь тоже определенная последовательность:
сначала наносят серединку, затем рисуют нижний лепесток,
за ним — все остальное.———————————————

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *