Иконописцы,  Иконопись

Великие и значимые иконописцы. Дионисий

Художественные тенденции последней трети 15 — начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли
в лице Дионисия тонкого истолкователя.

Дионисий (около 1440 — после 1503).
Крайне ограниченное число икон, бесспорно принадлежащих кисти мастера, дает конкретное представление о характере его живописи.
Исключительная судьба, талант и высокие покровители — великий князь
и высшие духовные особы — обеспечили самые благоприятные условия
для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре.
Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем.
Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих
живописцах как о «пресловущих паче всех в таковом деле».
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля.
О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий
по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток — 100 целковых.
Тогда это была значительная сумма.С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве.
Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны,
а лики неизменно красивы.

Яркая праздничность и парадность его произведений, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля
икону «Богоматерь Одигитрия».
Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и
Павло-Обнорского монастырей.
В частности, для последнего он написал «Распятие», которое помещалось в
иконостасе собора.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные
росписи — фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96).
Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной
жизни Девы Марии.
В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту.

Фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера.
Кисти Дионисия принадлежали житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия,
изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора
в Московском Кремле.
Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия — вправо.
Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.
В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.
Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями,
иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей.
И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами.

Этапы творчества:
1460-1470 — Ранний период творчества в Пафнутьево-Боровском монастыре.
1481-1482 — Создание иконостасов в Успенском соборе Московского Кремля и в соборе Углича, икона «Богоматерь Одигитрия».
1480-е — Создание фресок алтарной преграды Успенского собора.
1480-1490-е — Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре.
1500 — Икона Успенского собора Кремля «Успение», икона «Распятие» для
Павло-Обнорского монастыря, житийные иконы «Митрополит Алексий»
и «Митрополит Петр».
1502-1503 — Создание фресок в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *